Новые поступления в электронную библиотеку Ленинки
Каждый месяц в открытый доступ в электронную библиотеку Ленинки выкладываются десятки книг. Предлагаем вам обзор самых интересных из них, поступивших в последнее время в электронную библиотеку и выбранных редактором отдела редакции сайтов РГБ Ольгой Морозовой.
Шоколадный юмор
В фондах Ленинки хранятся такие необычные печатные материалы, как шоколадные обёртки. Некоторые из них, предназначенные для детей, содержат описания занимательных опытов и игр, некоторые — карикатуры. А на некоторых напечатаны анекдоты — маленькие весёлые истории — на тему поездок и путешествий. Обёртки от «дорожных юмористических» шоколадок оцифрованы и выложены в открытый доступ. Шутки там порой очень актуальные даже для наших дней:
«— Рыбки жареной, Пётр Савельевич, не хочешь ли?
— Во что это, матушка? Час тому назад только что вплотную ветчины поел, да сейчас опять я баранью лопатку, да гусиный окорочок, да два пирога съел!
— Что ж делать, понатужься! Ведь теперь ехать-то всего двадцать вёрст осталось, а у нас провизии вёрст на полтораста ещё есть...»
Задачник Сергея Рачинского — сельского учителя с картины Николая Богданова-Бельского
Профессор Московского университета, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, ботаник и математик Сергей Александрович Рачинский в 1872 году вернулся из Москвы в родовое село Татево, чтобы основать первую в России сельскую школу для крестьянских детей с общежитием. В электронной библиотеке Ленинки размещён его оцифрованный сборник «1001 задача для умственного счёта» . Такие задачи Рачинский давал решать в уме крестьянским детям, подобным тем, которых изобразил художник Николай Петрович Богданов-Бельский на одной из самых известных своих картин: «Деда спросили, сколько лет его внуку. Дед отвечал, что мальчик прожил столько будних дней, сколько мать его прожила воскресений, и столько суток, сколько отец прожил недель, и столько месяцев, сколько бабушка его пожила лет. Всем им без мальчика — 100 лет. Сколько лет мальчику» ?
1001
В открытый доступ электронной библиотеки Ленинки в течение короткого срока попали несколько разных книг, объединённых тем, что у всех них есть число 1001 в названии: это сборник «1001 задача для умственного счёта», о котором шла речь выше, сборник татарских сказок «Тысяча и одна четверть часа» , сборник французских сказок «Тысяча и одно дурачество» . Здесь же — и самый знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь. Сказки арабские» в одном из первых русских переводов, изданный во второй половине XVIII века.
Пропагандистская картофельная литература
В
Картофель звали не только чёртовым, но и мандрагоровым ( Даль ) яблоком. Корни мандрагоры напоминают человеческую фигуру, а у картофельного клубня есть отростки и глазки — значит, он родится с глазами, а следовательно, те, кто его едят, едят души человеческие. Особую ненависть к картофелю питали старообрядцы : «Старообрядцы утверждают, что картофель есть тот запрещенный плод, который вкусили первые два человека, поэтому кто ест его, тот не слушается Бога, нарушает Его святые заповеди и никогда не наследует царствия небесного». Чтобы пресечь такие настроения, среди народа распространяли просветительские книжечки — один из примеров пропагандистской картофельной литературы можно прочесть в сборнике «Сельское чтение» , изданном в 1848 году.
В рассказе «Разговор между тремя крестьянами в селе Михайловском» (автор К. Ф. Энгельке) старик Тихон так искусно убедил других мужиков в пользе картофеля, что те воздали ему хвалу: «Как сказал это старик Тихон Парамоныч, то вдруг все стоявшие крестьяне закричали в один голос: „Помилуй, Тихон Парамоныч, как покинешь ты нас? Мы тебя не пустим; кем мир наш держится, как не тобой? Живи с нами, а мы готовы всегда слушаться твоих разумных речей; ты не наведёшь нас на худо“».
Портреты Поля Верлена в разных стилях
«Записки вдовца» Поля Верлена были изданы в Санкт-Петербурге в 1911 году. Портрет поэта на фронтисписе нарисовала Наталья Гончарова (сама, как вспоминали современники, очень любившая этого поэта). Сейчас эта картина находится в Музее современного искусства в Страсбурге. Другие портреты поэта в книге нарисовали французские художники и сам Верлен.
Перечисленные здесь книги — лишь немногое из того, что было оцифровано и выложено в открытый доступ в течение последнего времени. Все новые поступления в электронную библиотеку можно увидеть, отфильтровав выдачу по нескольким параметрам: время поступления, язык, вид книги, тип доступа. Приятного чтения!